Анализ социально-экономического районирования украины концепция региональной политики украины

природный, исторический, демоетничний, социальной, культурно-духовной, екистичний (розселенський), экономический, экологический. В то же время происходит группирование районов по признакам (континентальность — приморскисть; Лесостепь и Полесье — Степь; гористость, влажный климат — гористость, сухой климат; старозаселени и давно освоенные территории — территории нового заселения и хозяйственного развития особенностей конкретных условий. Разработка стратегии развития социально-экономических районов требует значительных по объему научно-исследовательских работ, результаты которых могут стать научными основами Государственной программы социально-экономического развития региона.
По девять социально-экономических районов выделяют М. Д. Пистун, Ф. Д. Залоговый:
1) Волынский (Волынская, Ровенская обл.);
2) Донецкий (Донецкая, Луганская обл.)
3) Карпатский (Закарпатская, Ивано-Франковская, Львовская, Черновицкая)
4) Киевский (Житомирская, Киевская, Черниговская)
5) Северо-Восточный (Полтавская, Сумская, Харьковская)
6) Подольский (Винницкая, Тернопольская, Хмельницкая)
7) Приднепровский (Днепропетровская, Запорожская)
8) Причерноморский (Одесская, Николаевская, Херсонская, АР Крым);
9) Центральный (Кировоградская, Черкасская).
Социально-экономическое развитие районов должен происходить на основе научно обоснованной региональной политики, которую следует рассматривать как необходимое и очень важная часть общегосударственной политики. Следовательно, она должна быть тесно связана со стратегическими направлениями развития национального хозяйственного комплекса.
Важнейшим стратегическим задачам развития национальногосподарського комплекса в ближайшей перспективе вывода Украины из кризиса и формирования реальных источников экономического подъема. Решение этих задач зависит от совершенства региональной политики. От нее зависит решение таких задач, как развитие государства, создание единого социально-экономического пространства Украины, построение эффективного функционирующего национальногосподарського комплекса, достижения полноценного развития регионов, интеграция национальногосподарського комплекса Украины с другими экономическими комплексами в международном социально-экономическом пространстве. Указанные проблемы является отражение отдельных аспектов региональной политики.
Сегодня существует много вариантов решения проблем регионального развития, которые сводятся к решению вопросов взаимоотношений регионов с центром. Но общепринятой стратегии развития регионов на сегодня нет. При этом наблюдается отсутствие понимания не только важности стратегии развития регионов, но и ее содержания.
Стратегия развития регионов — это набор таких установок, правил и законов, которыми должны руководствоваться, с одной стороны, государственные структуры, с другой — региональные. Если нет разработанной стратегии развития регионов, то по сути, нельзя говорить об осуществлении региональной политики в государстве.
Стратегия развития регионов — очень специфическая категория региональной экономики: ее содержанием является не какая-то одна немедленное действие с известным точно результатом, а направление действий и процессов, должен обеспечивать рост и укрепление позиций хозяйственного комплекса региона. Стратегия развития региона должна быть использована для разработки стратегических проектов методом поиска, суть которого заключается в выборе тех или иных возможностей для социально-экономического развития региона. При этом, как только достигается цель, то есть ожидаемый результат, стратегия должна корректироваться. Могут сложиться условия, при которых стратегию целесообразно в корне изменить. Стратегия развития регионов в значительной мере определяет характер регионализации: разделение страны на районы определенной величины, выбор центра региона, определение особенностей взаимоотношений между регионами и центром, с другой стороны, принятая регионализация страны обусловливает определенные рамки в разработке стратегии развития регионов. Стратегия развития регионов должна быть согласована с стратегией развития государства.
Стратегия развития каждого социально-экономического района должна формироваться на основе реализации тех или иных принципов региональной политики, позволяющие создать соответствующие условия для жизнедеятельности населения на определенной территории в конкретный (данный или прогнозный) период, и это главные направления развития производительных сил. Принципы региональной политики разрабатываются в рамках стратегии социально-экономического развития государства. Каждый из них должен отражать проблемы развития общества; иметь в своей основе закономерность, касаться крупной проблемы, а также служить инструментом решения стратегических задач регионального развития. Принципы регионального развития относятся к области политики.
Совокупность региональных принципов стратегического значения формируют пространственный аспект стратегии — геостратегию. В настоящее время очень важно определить стратегические региональные принципы, то есть стратегические принципы развития каждого социально-экономического района в рамках национальной стратегии развития государства.
В «Пояснительной записке к проекту Концепции региональной политики в Украине и Основных направлений развития регионов Украины» отмечается, что стратегия региональной политики заключается в том, чтобы органично соединить интересы государства и регионов, создать условия для рационального использования местных ресурсов и особенностей природно производственного потенциала с целью эффективного развития производительных сил. Следует констатировать, что национальная стратегия развития Украины должна также предусматривать решение трех следующих важнейших проблем.
1. Развитие государственности и формирования национальногосподарського комплекса Украины.
2. Разработка эффективной внутригосударственной стратегии, то есть определение путей полноценного развития регионов Украины.
3. Интеграция национальногосподарського комплекса с национальными комплексами соседних государств и мировой экономикой.
Следовательно, стратегия развития экономического района должна базироваться на следующих принципах:
1. Трансформация структур хозяйственных комплексов социально-экономических комплексов с целью достижения соответствия их потенциалам их территорий.
2. Интеграция хозяйственных комплексивекономичних районов в единый национальный хозяйственный комплекс Украины.
3. Последовательное улучшение экологической ситуации в регионах. Уменьшение социальной напряженности в регионах.
5. Формирование качественно новых взаимоотношений между государством и регионами на взаимовыгодных условиях.
Названные принципы в каждом из регионов должны реализовываться исходя из учета.
Литература:
1. Андрейцев Ю. И. Экологическая экспертиза, право и практика. — М .: тысяче девятьсот девяносто восемь, 230 с.
2. Бахмачук Ю. А. Доклад об обеспечении народогосподарського комплекса водой и состояние водных ресурсов. — Львов: 2000, 58 с.
3. Белявский Г. А. Основы общей экологии. — К .: 1999, 154 с.
4. Водный кодекс Украины.
5. Ворнов А. К. Окружающая среда и развитие. — Харьков: 1998, 243 с.
6. Друзь В. Л. Методические основы эколого-географических исследований речных систем. — Ровно: 2000, 139 с.
7. Махортов Ю. А. Эколого-экономические проблемы использования земельных угодий. — Луганск: 1999, 140 с.
8. Музыка А. Л. Проблемы использования водных ресурсов Украины. — К .: 2000, 352 с.
9. Постановление Верховной Рады Украины Об основных направлениях государственной политики Украины в области охраны окружающей среды, использования природных ресурсов и обеспечения экологической безопасности.
10. Предложения Госводхоза к проекту программы деятельности Кабинета Министров Украины.
11. Семенченко П. М. Практика экономического регулирования и охраны окружающей среды / Приаз. гос. техн. ун-т. — Донецк: 1997, 143 с.
12. Старченко В. Я. Проблемы и перспективы развития водных ресурсов К .: тысяча девятьсот девяносто восемь, 108 с.

Комментарии отключены