Аграрная политика украины на пути интеграции в мировую среду часть 2

остроту приобрела демографическая проблема села: сокращение численности и старение сельского населения происходят быстрее, чем в стране в целом, растет текучесть кадров, особенно работников социальной сферы.
За период с 1990 по 2000 год сельское население уменьшилось с 16,9 до 15800000. человек, или на 6,6%, тогда как сокращение городского населения составило 4,4%. Среди сельских жителей только 50% трудоспособного возраста, в то же время среди жителей городов их насчитывается более 60%.
Итак, социальные факторы крайне неблагоприятными для реформирования АПК. Аграрная реформа не решила социальных проблем села, а скорее наоборот, обострила большинство из них.
Следует также отметить, что реформирование АПК осуществляется преимущественно на основании указов Президента Украины, что ставит под сомнение легитимность отдельных мероприятий, например по паи земель КСП. При отсутствии основных законодательных актов процесс реформирования приобретает хаотические, бессистемные и даже асоциальные черты. Отсутствие устоявшейся законодательной базы приводит к ограничению прав собственности на землю и имущество, высокого уровня теневой экономики и криминализации АПК. Вследствие этого ценностные ориентации населения противоречивы, особенно в отношении свободной купли-продажи земли.
Кроме названных выше факторов аграрной реформы, состояние аграрного сектора в значительной степени влияют внешнеэкономические факторы. Известно, что Украина имеет значительный нереализованный потенциал экспорта сельскохозяйственной продукции. При этом важным фактором, который будет способствовать продвижению украинского экспорта продовольствия на мировой рынок, должен стать вступление во Всемирную торговую организацию (ВТО).
Желание Украины быть полноправным членом ВТО имеет экономический и политический контекст. Она стремится занять свою нишу в международной торговле и участвовать наряду с развитыми странами в регулировании отношений в этой сфере. Очевидна также заинтересованность в экономических выгодах от присоединения к ВТО, связанных прежде всего с получением благоприятных условий на рынках стран-участниц.
Кроме того, то, что членами ВТО являются большинство стран мира, означает, что страны, которые не являются членами ВТО, в своих отношениях со странами-членами все равно будет в одностороннем порядке подчиняться требованиям ВТО, не обладая соответствующими правами для защиты своих интересов согласно положениям этой международной организации.
Другие уже не стоит вопрос, присоединяться или не присоединяться Украина в ВТО. Оно одновременно определено в государственной политике, конкретизировано в указах Президента Украины о мерах по завершению вступления Украины в ВТО и в последнем Послании Президента к Верховной Раде о Европейской интеграции. Поэтому в настоящее время основная задача органов исполнительной власти — это выполнение определенных мероприятий.
Новые члены вступают в ВТО «на условиях, согласованных со странами, уже входящих в ВТО». Это резко отличается от общего раунда торговых переговоров, где окончательные решения принимались с согласия каждой из стран-участниц. Эта особенность присоединения дает возможность как странам-претендентам, так и членам ВТО добиваться друг от друга особых условий и обязательств, то есть в этой ситуации возможна более гибкая трактовая правил и процедур ВТО.
Перспективы стран, вступающих в ВТО, зависят от умения трактовать основные положения соглашений ВТО, исходя из национальных интересов выигрышно освещать национальный торговый режим, достигать компромиссов на основе обмена уступками при жестком отстаивании самых принципиальных позиций. Именно этим определяются существенные различия в конкретных результатах достигнутых договоренностей об условиях присоединения к ВТО отдельных стран стали членами с 1995 года.
Теперь в научных и политических кругах Украины существуют преимущественно разрозненные, несистематические оценки возможных последствий ее присоединения к ВТО. Поэтому крайне необходимо провести системный анализ и выработать обобщенную оценку возможных последствий вступления Украины в эту организацию как для повышения эффективности переговорного процесса присоединения на завершающей стадии, так и для определения деятельности государства в направлениях обеспечения условий для максимального использования потенциальных преимуществ международной торговой системы и заблаговременного принятия мероприятий по минимизации возможных негативных последствий присоединения.
Предыдущие обобщения дают основания рассмотрение последствий вступления Украины в ВТО структурировать для отдельных субъектов, которыми являются государство, сельскохозяйственные товаропроизводители и потребители.
Потенциально членство в ВТО может привести для Украины как государства такие обобщенные экономические преимущества:
"открыть для украинских производителей лучшие экспортные возможности;
" увеличить масштабы производства и доходности в экспортоориентированных отраслях экономики, в том числе и сельском хозяйстве, в результате либерализации режима доступа к внешним рынкам и собственных конкурентных преимуществ на нем;
"ускорить структурные и производственные реформы в аграрном секторе за счет иностранных технологий, инвестиций, менеджмента. Структурные приоритеты будут определяться потенциалом конкурентоспособности отраслей и предприятий на внешних рынках, а упрощение процедур доступа к этим рынкам должно ускорить структурные изменения;
"увеличить доходную часть бюджета за счет роста поступлений от экспорта;
" избежать антидемпинговых расследований.
Однако членство в ВТО может привести и определенные последствия:
"преимущества свободного доступа на рынки в большей степени касаются рынков с ценовой конкуренцией, то есть рынков сырьевой продукции. Поэтому, если Украина будет полагаться лишь на действие эффектов торговой либерализации, то она еще долго будет удерживаться в сфере низкотехнологичного экспорта с низким уровнем доходов;
"уменьшение импортной пошлины может нанести ущерб государственному бюджету;
" вероятно захвата доли внутреннего продовольственного рынка недобросовестной конкуренции со стороны иностранных фирм-производителей;
"наличие многочисленных региональных режимов свободной торговли, которые являются исключением из режима наибольшего благоприятствования, предоставляемым участие в ВТО, ограничивает действие норм и правил ВТО (статья XXIV ГАТТ). При таких условиях Украина, не являющееся участником соглашений о свободной торговле, может оказаться в менее выгодном положении. Особенно это касается отношений нашего государства с ЕС.
Для отечественных товаропроизводителей сельскохозяйственной продукции и трейдеров вступление в ВТО дает возможность:
"увеличить доходы, связанные с масштабностью производства продукции и ее реализацией на внешних рынках;
" получить более широкий доступ к иностранным инвестициям ;
"увеличить доходы за счет возможного повышения цен на внутреннем рынке — рост экспорта сельскохозяйственных товаров, которые производятся в Украине, имеет приводить к повышению цены.
Возможны ограничения и последствия:
" следствием либерализации внешней торговли может стать увеличение конкурирующего импорта продовольствия, в частности сахара, молочных продуктов, овощей и фруктов, а отечественные производители могут оказаться не готовы

Комментарии отключены