Машиностроительный комплекс украины часть 1

(ХЭМЗ) и «Электромашина» — выпускают более 40% продукции энергетического машиностроения Украины. Турбинный завод выпускает мощные турбины для тепловых, атомных и гидроэлектрических станций. На заводах Харькова производят также оборудование для автоматического управления производственными процессами в металлургической, угольной и других отраслях народного хозяйства.
В Запорожье сосредоточено производство силовых трансформаторов. Многие предприятия энергетического машиностроения и элек-тротехничнои промышленности есть в Киеве, Днепропетровске, Мелитополе, Львове, Тернополе, Полтаве, Новой Каховке. Центрами энергетического дизелестроения является Токмак (Запорожская обл.), Первомайск (Николаевская обл.), Берислав (Херсонская обл.). Кабельное произ-ство организовано в Киеве, Харькове, Одессе, Донецке. Электрои-золяцийни материалы производят в Луганске, Славянске, Львове, Первомайске (Житомирская обл.).
Важнейшими центрами производства тяжелых станков и кузнечно-прессового оборудования является Краматорск, Харьков, Днепр-петровск, Кривой Рог, Марганец.
Существующая нестабильная ситуация с инновационными процессами в производственно-хозяйственной системе всей страны отражает кризисное состояние ее регионов. Не составляет исключения и Одесский регион.
Объем продукции машиностроительных предприятий Одесской области, как и Украины в целом, уменьшается. Например, производство металлорежущих станков в области уменьшилось с 3 613 ед. в 1990 году. до 250 ед. в 1996 году., кузнечно-прессовых машин — соответственно с 2437 до 158 ед. Причина такого спада — неконкурентоспособность продукции за низкого качества и высокой цены, обусловлена, в свою очередь, низким техническим уровнем производства. Предприятия тратят большие средства на ремонт устаревших машин, а на техническое обновление основных фондов их не хватает.
Анализ инновационной сферы, проведенный на базе статистической отчетности машиностроительных предприятий Одесской области, показал четкую тенденцию к снижению инновационной деятельности. Количество образцов новых типов машин, оборудования, аппаратов и средств автоматизации уменьшилась за 1991—1996 гг. С 42 до 8 ед., А впервые освоенной в Ук-ра и промышленной продукции — с 70 до 18 ед., Количество снятых с производства устаревших изделий — с 44 ​​до 2 ед. В 1996 г... Из 56 машиностроительных предприятий области лишь 5 начали выпуск продукции впервые осваивается в Украине, 91,1% предприятий не производят и не осваивают новые виды продукции.
В общем объеме выполненных научно-технических работ на одесских машиностроительных предприятиях в 1996 по сравнению с 1993г. доля ГДР выросла на 12,5%, научно-технических услуг (НТП) — на 2,7%, проектно конструкторских и технологических работ, а также изготовление опытных образцов-снизилась на 15,1 и 0,4%, соответственно. Доля фактических расходов на внедрение мероприятий НТП в национальном доходе области составляет менее 1%. Прирост прибыли от внедрения научно-технических мероприятий в 1996 г... Составил 54,5% от суммы 1993
Ухудшились и показатели изобретательства и рационализации. В 1996 г... Подали предложения тысяча тридцать две авторы (что на 70% меньше, чем в 1993 г...), А их доля в общей численности занятых в сфере НИОКР составляла 14,4%. Количество использованных изобретений и рационализаторских предложений уменьшилось за 3 года на 82,7%. Прослеживается также четкая тенденция сокращения численности специалистов, занятых в науке и нау-ном обслуживании. В общей сумме средств, предназначенных для финансирования научно-технических работ, уменьшилась доля средств государственного бюджета (в 1996 г..., По сравнению с 1993г.) На 8,5%. Объем финансирования за счет средств хоздоговоров с предприятиями и других источников увеличился, соответственно, на 2,5 и 6,6%.
Чтобы глубже проанализировать уровень инновационного развития одесских машиностроительных предприятий, авторы предприняли попытку оценить отношение их руководителей к инновационной деятельности и выявить реальные возможности проведения определенной научно-технической политики. Среди экспертов выступили технические директора, главные инженеры и их заместители, они могли анкету, которая содержала 20 вопросов что-до состояния организации и перспектив развития инновационной сферы в машиностроительном комплексе. Анализ результатов экспертной оценки позволил сделать следующие выводы:
 — на машиностроительных предприятиях практически отсутствует механизм оценки тем формирование инновационной стратегии;
 — формы статистической отчетности по инновационной деятельности не полностью удовлетворяют потребности в этой информации, не хватает также информации о состоянии рынков новых продуктов и технологий;
 — несмотря на высокий научный потенциал, предприятия выполняют собственными силами лишь 17% необходимых им НИОКР;
 — инновационные усилия сосредоточены главным образом на внедрении частных новинок (60%), а на объем принципиально новых продуктов и технологий приходится около 40%, доля прикладных разработок составляет 65%, в то время как необходимо ее повысить до 70-80% ;
 — временная ориентация НИОКР распределена следующим образом: разработки, предназначенные для внедрения в течение "ближайших 3 лет, -77 ° / о, 3-8 лет-23-25%, через 8 лет-13-15%;
 — каждое из рассмотренных предприятий является монополистом (объем их основной продукции на украинском рынке составил 70-75%);
 — доля прибыли, дополнительно полученной в результате инновационной деятельности, составляет 35%.
С целью усовершенствования информационной базы в сфере инноваций авторы разработали формы статистической отчетности, которые позволяют каждому руководителю видеть полную картину собственной инновационной деятельности и место предприятия на рынках новых продуктов и технологий. Предложены методические рекомендации по анализу и формированию инновационных стратегий.
Выход Украины из экономического кризиса связан со многими факторами, в том числе с активизацией инновационной деятельности. А это зависит от внедрения новых методов управления НТП, формирования пред — приятиями инновационных стратегий, пригодных для рыночных условий, совершенствование соответствующей статсистичнои информации.
В перспективе необходимо расширить ассортимент продукции ма-шинобудування, интенсифицировать процессы обновления машиностроительной продукции и технического перевооружения отраслей промышленности. Главное место должно принадлежать созданию высокоэффективных машин и их систем для всех отраслей и сфер хозяйства. Развитие приборостроения должен буги обусловлен тем, что потребности Украины в основных видах продукции отрасли удовлетворяются полностью.
Необходимо развивать ряд новых машиностроительных отраслей и вы-производств, новых видов машин, оборудования, приборов и аппаратов, роботов и магнитогидро генераторобудування, производства скоростной электронно-вычислительной техники новых поколений, электрофизических и электротехнических средств обработки металла и ма-лов, производства систем связи, новых средств управления, а в-томатизации.
Литература:
1. «Размещение производительных сил». Е. П.Качан.
2. «Размещение производительных сил». В. В.Ковалевський, О. Л.Михайлюк.
3. «Экономика Украины». Журнал №1 1999г.

Комментарии отключены