Рынок фармацевтической продукции украины проблемы и перспективы часть 2

препаратов по малых фирм предъявлены требования, аналогичные большим заводам, затягивают эквивалентный регистрационный сбор (1000 евро за 1 препарат). Подобный груз не под силу малой фирме, и, как результат, она вынуждена сокращать свой ассортимент, объемы производства и продажи, количество рабочих мест. Несложно прогнозировать быстрое вытеснение малых фармацевтических фирм с рынка медпрепаратов. Создалась насущная необходимость дифференцировать нормативные требования с тем, чтобы сохранить этот сегмент рынка.
3.3 Сырье. Сырье для производства лекарств в основном (до 90% необходимого) закупают за рубежом — в традиционных южноазиатских (Индия, Китай. Корея), российских и американских поставщиков. Следует отметить, что с учетом мировой специализации в химической индустрии, фирмы Европы и США часто выступают посредниками в процессе продажи сырья из традиционных источников. Однако документально посредников называют поставщиками, и это широко используется отечественным производителем для создания имиджа производителя качественных ЛС.
3.4 Финансы. Общеизвестным является тот факт, что фармпредприятия неохотно продают и эмитируют акции, хотя и не считают это нормальной практику. Подавляющее большинство крупных фирм испытывает недостаток свободных оборотных средств, необходимых для проведения реконструкции. Очевидно эмитируя акции, фирмы получат реальные средства, хотя и потеряют контрольный пакет акций. Хотя, справедливости ради следует отметить, что этот процесс понемногу движется. Так, недавно, изменили владельца крупные пакеты акций львовского завода «Галичфарм» и харьковского — «Здоровье». Государственным фармацевтическим предприятиям (в частности, «Днепромед», «Энзим», «Львивмедапараты» в соответствии с Комплексной программы развития медицинской промышленности Украины на 1997—2003 гг. Принадлежит централизованное финансирование. Это было отмечено и в Госбюджете-99, однако на практике осуществлено не было.
Нормативная база. Стоит отметить значительное несовершенство украинского законодательства по вопросам патентной защиты. В отличие от остального мира, в Украине патентуется уже не вещество, а способ ее производства. Продемонстрировав отечественном патентному ведомству различия в способе производства (даже совсем незначительные), украинский завод-производитель обеспечивает себе юридическую основу для выпуска перспективных препаратов, на которые в остальном мире сохраняется эксклюзивное право разработчиков и лицензиатов.
3.5 Экспорт. По данным государственной таможенной службы объемы экспорта отечественных ЛС в 1999 году составили около $ 33 млн, что почти вдвое меньше, чем в 1998 году, по сравнению с 1997 годом (106 млн. USD) экспорт сократился втрое.
Такой стремительной потере позиций на внешних рынках в первую очередь способствовала финансовый кризис 1998 года. Ярко выраженные инфляционные процессы сделали конкурентную российскую фармацевтическую продукцию дешевле в рублевой зоне. Успех в ценовой конкуренции был закреплен предоставлением налоговых льгот российским производителям лекарств (российские фармзаводы не платят налог на прибыль по производству жизненно необходимых препаратов). Как результат, бывшие рынки сбыта в странах СНГ для украинского производителя остались фактически утраченными.
Среди экспертов бытует и другая точка зрения — если бы украинские производители в то время уступили часть своей довольно высокой 60% — ной рентабельности хотя бы до нынешнего уровня (45%), указанные рынки можно было бы сохранить.
Еще одной преградой для экспорта необходимость возврата валютной выручки в Украину в официально установленные сроки, хотя они и большие от общепринятых. В соответствии с Указом Президента Украины «О поддержке фармацевтической отрасли» возвращение валютных средств в Украине за отгруженную фармацевтическую продукцию продлен до 180 дней. Скорее всего рынок стран СНГ, занятый российскими аналогами украинских лекарств, будет и в дальнейшем сокращаться. В полной мере сохранить собственную нишу на указанных рынках удастся только тем украинским продуктам, которые не имеют аналогов в России.
3.6 Взаиморасчеты. Как уже отмечалось ранее, взаимоотношения субъектов на рынке базируются преимущественно на существовании отсрочки оплаты. В таком объеме отсрочка не практикуется на одном из рынков Украины. Подобная система приемлема только в условиях стабильной экономической ситуации, твердого валютного основания. Инфляционные прыжки могут и наносят (неутешительный пример нового периода 1998-99 гг.) Значительный ущерб кредиторам и дебиторам на рынке фармпрепаратов. Убытки фармацевтической отрасли, связанные со скачком курса доллара на 40% осенью 1998 года оценивается в сумму около $ 25 млн.
Основными причинами для соблюдения системы отсрочки платежей являются:
ў Для рентабельной работы дистрибьюторам нужно замораживать значительные средства в товарных запасах и рассчитываться с поставщиками предыдущих «кризисные» долги. Собственных средств на это не становится, а банковский сектор до сих пор не достаточно развит чтобы пользоваться его услугами;
ў С другой стороны — конечные реализаторы — аптеки — предпочитают тем оптовым компаниям, которые могут предложить языка отсрочки оплаты через еще хуже финансовое положение по сравнению с оптовыми звеньями. Исключением является лишь частные аптеки, многие из которых предпочитают дешевой предоплате (предоставляя возможность отсроченной оплаты, поставщик включает в цены собственные инфляционные риски).
Опыт кредитования Украинская оптовых фирм производителями, особенно зарубежными, преимущественно негативное. В 1999—2000 годах многие участники рынка отметили значительное улучшение финансовой дисциплины.
3.7 Реклама и продвижение товаров. На фармацевтическом рынке реклама и продвижение товаров являются преимущественно делом производителя. По свидетельствам экспертов, при существующем низкого уровня продаж, инвестиции в продвижение товаров на сегодняшний день не оправдывают себя. Традиционные методы продвижения фармацевтических товаров (безрецептурных ЛС — массовая, направленная на конечного потребителя, а также деятельность медицинских представителей, кооперация с лидерами медицинского сообщества, мерчандайзинг) почти полностью вытеснила цена товара. При наличии аналогов, имеющих ценовое преимущество, потребители предпочтут именно им. Относительно импортных ЛС, то названный факт дает основания полагать, что сохранить свою

Комментарии отключены