Киевский социально-экономический район

Коростень — Гомель.
Ведущее место в структуре грузоперевозок принадлежит трубопроводному транспорту. В общем он в районе находится на втором месте по объемам перевозок. По территории района проходят газопроводы Дашава — Киев — Москва, Шебелинка — Полтава — Киев, Уренгой — Помары — Ужгород, нефтепроводы «Дружба», Гнединцы — Кременчуг. В транспортной структуре наибольшая доля приходится на транзит российских энергоносителей в Западную Европу.
Наличие на территории района таких великихводних артерий, как Днепр Десна, Припять, позволяет развивать речной транспорт, преимущественно для перевозки сыпучих грузов. Частично этими реками проводится и межгосударственное перевозки (между Российской Федерацией и Белоруссией). Основные речные порты — Киев и Чернигов.
В городах района развит городской транспорт. В Киеве своей значимости выделяется метрополитен, а также скоростной трамвай.
Функционально-территориальная структура
В условиях территориального единства в районе сформировались определенные различия между отдельными ее частями, что позволило выделить на его территории областные подрайона и их комплексы. Каждому из них присущи свои природные, историк-географические и социально-экономические особенности развития и функционирования. Но между этими составляющими наблюдается четкая отмена — если Киевский областной комплекс характеризуется одним из самых высоких показателей комплексности в Украине, то для Черниговского и Житомирского комплексов характерно низкий уровень экономического развития, что связано с негативными сторонами соседства с столичным областным регионом.
Киевская областная агломерация — одна из самых сложных элементов территориальной структуры страны. Она характеризуется сложной отраслевой структурой хозяйства. В ее составе выделяются машиностроение, химическая, легкая и пищевая промышленность. Агломерация имеет четко выраженный моноядерних характер. Центром агломерации является г... Киев (население 2560000. Человек), где сосредоточено 4/5 всех предприятий и производится ¾ объема промышленной продукции агломерации. Киев платит в бюджет государства больше, чем любой другой регион страны. Это важный центр фундаментальных научных исследований, образования и культуры мирового уровня. В Киевскую агломерации входят также города Бровары, Фастов, Васильков, Борисполь, Ирпень, Вышгород, Боярка и др. Общая численность жителей составляет 3 млн. Человек.
Житомирское-Бердичевский — формируется как территориально-производственный комплекс, расположенный в юго-западной части района. Ведущие отрасли промышленности — машиностроение, легкая, пищевая, строительных материалов и деревообрабатывающая. Крупнейшими центрами являются Житомир (298 тыс. Жителей) и Бердичев (92 тыс. Жителей).
Проблемы и перспективы развития района
Перед Киевским социально-экономическим районом стоит ряд проблем дальнейшего развития, имеющих социально, эколого и политико-географическое направление.
Первостепенную роль в районе имеет экологическая проблема, неразрывно связана с аварией на Чернобыльской АЭС. Поскольку практически весь район попал под влияние радиоактивных выбросов, в зоне высокого загрязнения проживает более 3 млн. Человек, важно обеспечить научное изучение новой экологической, природа ресурсной, демографической и социально-экономической ситуации на данной территории и обосновать концепцию ее развития в будущем. Хотя с декабря 2000г. и прекратила функционировать атомная станция, но поддержка программы «Укрытие» и дальше требует значительных затрат.
К эколого-географических проблем относятся: изучение направлений и интенсивности процессов самовосстановления природы Чернобыльской зоны после прекращения традиционной хозяйственной деятельности; обоснование комплексного мониторинга территории загрязнения с целью слежения за динамикой радиационной обстановки и предупреждения нежелательных последствий. Важно оценить пригодность отдельных видов ресурсов для их использования в хозяйственной деятельности и быту. Прежде всего это касается ресурсов питьевой воды, земельных и лесных угодий.
В районе Украинского кристаллического щита, а это Житомирская и часть Киевской областей, выходят на поверхность или залегают близко к поверхности породы с повышенной радиоактивностью. В этих условиях дополнительная радиоактивность делает эти территории очень опасными.
В хозяйственном комплексе приоритет должен предоставляться в первую очередь уже развитым отраслям промышленности — пищевой и легкой. В частности необходимо увеличить объемы производства бумаги и картона в направлении повышения качества продукции — крейсування, тиснение, ламинирование. Больших инвестиций требует льняное промышленность, что позволит увеличить количество прядения льняной пряжи. Сейчас, в условиях значительного ослабления контроля со стороны государства, продукция этих отраслей не выдерживает конкуренции с зарубежной преимущественно по объективным причинам (устаревшее оборудование, высокая себестоимость продукции. Сдвиг возможны только при условии технического перевооружения производства.
Углубление реформирования сельскохозяйственного производства требует решения многих смежных вопросов. Уже в ближайшее время предполагается организовать на территории каждой общины деятельность хотя бы одного предприятия по каждому из следующих 5 направлений: обслуживающие кооперативы; заготовительно-перерабатывающих предприятий; АГРОМАГАЗИН с соответствующим совещательной службой; предприятия племенно-селекционной работы; торговые заведения. Очень важная задача состоит в том, чтобы найти инвестиционные ресурсы для завершения строительства, реконструкции производственных объектов. Эти вопросы могут быть развязанными как за счет продажи земельных участков, так и объектов незавершенного строительства.
Литература:
1. Андрейцев Ю. И. Экологическая экспертиза, право и практика. — М .: тысяче девятьсот девяносто восемь, 230 с.
2. Бахмачук Ю. А. Доклад об обеспечении народогосподарського комплекса водой и состояние водных ресурсов. — Львов: 2000, 58 с.
3. Белявский Г. А. Основы общей экологии. — К .: 1999, 154 с.
4. Водный кодекс Украины.
5. Ворнов А. К. Окружающая среда и развитие. — Харьков: 1998, 243 с.
6. Друзь В. Л. Методические основы эколого-географических исследований речных систем. — Ровно: 2000, 139 с.
7. Махортов Ю. А. Эколого-экономические проблемы использования земельных угодий. — Луганск: 1999, 140 с.
8. Музыка А. Л. Проблемы использования водных ресурсов Украины. — К .: 2000, 352 с.
9. Постановление Верховной Рады Украины Об основных направлениях государственной политики Украины в области охраны окружающей среды, использования природных ресурсов и обеспечения экологической безопасности.
10. Предложения Госводхоза к проекту программы деятельности Кабинета Министров Украины.
11. Семенченко П. М. Практика экономического регулирования и охраны окружающей среды / Приаз. гос. техн. ун-т. — Донецк: 1997, 143 с.
12. Старченко В. Я. Проблемы и перспективы развития водных ресурсов К .: тысяча девятьсот девяносто восемь, 108 с.

Комментарии отключены