Закарпатская область

И все же лидеры местных партийных ячеек партий торгуют партийными брендами ради того, чтобы войти во власть. Это четко доказали последние перевыборы мэра города Ужгорода, когда закарпатские представители оппозиционных партий поддержали провластного кандидата, надеясь на получение высоких должностей.

Региональные лидеры и их роль в развитии региона

Сегодня в Закарпатской области четко выделяются три ключевые фигуры, вокруг которых объединяются основные политические силы этого края. Это глава Закарпатской облгосадминистрации и одновременно региональный лидер СДПУ (о) Иван Ризак, экс-губернатор Закарпатья, представитель блока «Наша Украина», депутат ВР Виктор Балога и бывший мэр Ужгорода, нынешний депутат ВР Сергей Ратушняк. Каждый из этих лидеров имеет личную нишу, а отличаются они как раз по тем ключевым сферам, на которые оказывают наибольшее влияние. Например, И. Ризак концентрирует вокруг себя админресурс, а к тому же имеет и сильную партийную поддержку из Киева. Зато Балога опирается не на партийные структуры, а на собственный бизнес. Фирма «Краска», которой он руководит, сегодня является самой мощной в крае. Третья ключевая фигура области — Сергей Ратушняк — не имеет ни сильной политической структуры, ни достаточной поддержки в центре: хотя он формально и возглавляет объединение «Новое Закарпатье» и является членом партии киевского мэра «Единство», однако эти силы в области малоавторитетни. Бизнес же структуры С. Ратушняка («Рио-синдикат») потеряли свою мощность, поэтому можно говорить, что его известность, авторитетность и высокий рейтинг сохраняются за счет инерции и личной харизмы.

Эти три политика привлекают внимание основного электората, симпатии которого существенно отличаются от района к району. Если С. Ратушняк влиятельный в Лужанской Долине (Березнянский, Перечинский районы и город Ужгород), то есть в округе, в котором он был избран в Верховную Раду, то электорат закарпатского лидера «Нашей Украины» В. Балоги сосредоточен в Мукачевском и Воловецком районах. Более или менее равномерное воздействие в области имеет глава Закарпатской облгосадминистрации И. Ризак, правда, уровень его значительно ниже в Ужгороде и Мукачево и выше там, где в силе социал-демократы (Иршавский, Береговский и горные районы), а также в тех сельских районах , которые традиционно поддерживают власть в любом ее виде. Также авторитетными являются местные лидеры-депутаты ВР в тех округах, где они были избраны. Это Миклош Ковач — председатель Венгерского общества, влияние которого распространяется на венгероязычные районы (Берегово), И. Каменяш (Иршава) и И. Йовдий (Тячев).

Следует заметить, что лидеров коммунистов и социалистов в Закарпатье нет, поэтому никакого влияния на регион они не оказывают.

Оценка состояния экономического развития региона

Во времена СССР в области сформировался народнохозяйственный комплекс аграрного индустриального типа с развитой сферой санаторно-курортного лечения и туризма. В промышленности доминировали отрасли, связанные с переработкой древесины (мебельное производство, лесохимия), а также трудоемкие производства (в основном здесь сосредоточены филиалы производств приборо — и машиностроительной, электронной отраслей). Учитывая общий развал экономики в стране эти предприятия практически прекратили свою работу. Рекреационный комплекс был заброшен, но в 1998—2000 годах началось его интенсивное восстановление.

В 1993 году была создана межрегиональная ассоциации «Карпатский Еврорегион», куда от Украины вошло Закарпатье, а в 1998 году была открыта СЭЗ «Закарпатье», что создало объективную потребность в надежных средствах связи с соседними странами. За период рыночных преобразований произошли изменения отраслевой структуры и организационно-правовых норм хозяйствования. В области зарегистрировано 38 банковских учреждений, 35 аудиторских фирм, 74 страховые компании и филиалы. На фондовом рынке действуют 3 регистраторы и 1 торговец ценными бумагами и 20 аудиторов. Для предоставления услуг предпринимательским структурам создано 3 бизнес-центры по программам ТАСИС и фонда «Евразия». При Ужгородском горисполкоме действует венчурный фонд микрокредитования.

Сказываются процессы реформирования собственности. Сейчас негосударственный сектор обеспечивает 92,3% промышленного производства, 65,5% — объема строительных работ, 94% внутреннего и 98,8% внешнеторгового оборота, оказывает более половины объема услуг. Рынок потребительских товаров достаточно насыщен разнообразными товарами, создано большое сеть современных магазинов, улучшилось качество обслуживания. По темпам розничного товарооборота область заняла в прошлом году пятое место в Украине. И экономика Закарпатской области все еще убыточна. Процент деловой активности населения Закарпатья по сравнению с другими регионами довольно низкий. Среди 12 тыс. Хозяйственных структур всего 43% являются налогоплательщиками, то есть реально работают.

В общем всего хозяйственных субъектов начисляется в сфере торговли, а 32% валового продукта дает сельское хозяйство. Региональный внутренний продукт составил 2002 2 млрд. 364 500 000. Грн., Валовая добавленная стоимость на душу населения составила 1 тыс. 846 грн., Темпы роста достигли 106,5% к предыдущему году. По статистическим данным, объемы производства промышленной продукции выросли в области за 2002 год на 11,6%, составив 1014600000. Грн. Две трети из них приходится на отрасли, которые направляют свою деятельность на потребности внутреннего рынка. Нарастили объемы производства предприятия обрабатывающей отрасли, в частности производство древесины и изделий из нее, пищевая промышленность и переработка сельскохозяйственных продуктов, легкая промышленность и машиностроение.

Экономическому развитию области в значительной степени способствуют накоплению инвестиционного потенциала, благоприятный режим инвестиционной деятельности. В течение последних лет темпы вложения инвестиций в основной капитал значительно опережают динамику валовой добавленной стоимости и промышленного производства. За девять месяцев 2002 года объем инвестиций в основной капитал вырос в 1,4 раза.

Крупнейшими предприятиями области являются ОАО «Закарпатьеоблэнерго», ОАО «Перечинский лесокомбинат», ЗАО «Иршавский абразивный завод», ОАО «Мукачевский завод» Точприбор «, ОАО» Мукачевприбор «, ЗАО» Еврокар «, арендное предприятие» Виноградовский завод железобетонных изделий «, ЗАО» Мукачевский завод строительной керамики «,» Ужгородский коньячный завод «, ОАО» Свалявские минеральные воды «, Солотвинский солерудник, ОАО» Мукачевский кондитерская фабрика А. В.К. ".

Состояние приватизационных процессов

На 1 декабря 2002 путем приватизации изменили форму собственности в Закарпатье 2110 объектов, в том числе 322 — государственной и 1788 — коммунальной собственности. Путем выкупа разгосударствлено 66% всех объектов, продажи на аукционе и по конкурсу — соответственно 17 и 8%, продажи акций ОАО — 9%. В Закарпатье создан весомый негосударственный сектор экономики, на который по итогам 9 месяцев 2002 года приходится 27,2% общеобластного объема промышленного производства. Общий объем товарооборота разгосударствленных предприятий превысил объемы продаж товаров предприятиями государственной и коммунальной форм собственности в 1,7 раза, хотя работает там в 4,2 раза меньше человек.

В общем нынешний облбюджет увеличился по сравнению с прошлым годом на 123%, что дает возможность обеспечить финансовыми ресурсами такие первоочередные статьи, как развитие образования, здравоохранения, молодежная политика, культура. Общий фонд сводного бюджета области на 2003 год составляет 622125,9 тыс. Грн. Доходы в местные бюджеты, которые формируются в основном от налога на доходы граждан и от местных налогов и сборов, должны поступить в сумме 192474,3 тыс. Грн. Доходы, не учитываемые при определении межбюджетных трансфертов, составят 25172,4 тыс. Грн. Дотация государства на выравнивание диспропорций между местными бюджетами равно 264455,6 тыс. Грн. Дотационных поступлений из центра на оптимизацию сети бюджетных учреждений предполагается получить в сумме 4117,4 тыс. Грн. Субвенций будет выделено на сумму 135906,2 тыс. Грн. По этому из года в год расчетными расходами не обеспечивается государственное управление, на уровне районов приводит к возникновению конфликтов между районами и селами. На Закарпатье ежегодный дефицит составляет 7-8 млн. Грн. Требует совершенствования и сам порядок регулирования межбюджетных отношений между районным и поселковыми и сельскими бюджетами.

Развитие малого и среднего бизнеса

По состоянию на 1 января 2003 года в области было зарегистрировано сорок одна тысяча пятьсот девяносто-семь субъектов предпринимательства — юридических и физических лиц, что почти на 21% больше, чем год назад. Но необходимо признать и то, что в предыдущие годы предпринимательство развивалось не благодаря содействию, но, наоборот, преодолевая препятствия. Проблем, которые возникают у предпринимателей, в первую очередь с правоохранительными и контролирующими органами, организациями и учреждениями, которые предоставляют разного рода разрешения, очень много. Сегодня существует проблема, связанная с практикой выдачи лицензий на торговлю подакцизными товарами (алкоголем, табаком). Все предприниматели региона должны ездить в областной центр для получения лицензий, иначе как издевательством над ними назвать нельзя. Более того, в данном случае налоговые органы нарушают нормы действующего законодательства, согласно которым эта процедура должна производиться на местах. Очень много проблем существует и при организации собственного дела, при введении в действие производственного или торгового объекта.

Комментарии отключены