Интеграция в европейский союз (законодательное и нормативно-правовое обеспечение, развитие энергетических часть 2

 — внедрение санитарных норм и правил для АЭС;

 — сооружение хранилищ отработанного ядерного топлива (далее — ОЯТ) и РАО;

 — продление срока эксплуатации АЭС;

 — обеспечение кредитование строительства новых объектов ядерно-энергетического комплекса (далее — ЯЭК);

 — выполнение процедур подготовки и передачи на захоронение РАО предприятий ЯЭК;

 — окончательного захоронения РАО в глубинных геологических формах ;

 — обращение с ОЯТ после его долгосрочного безопасного хранения.

Возобновляемые источники энергии, энергосбережение и охрана окружающей среды

Правовое регулирование в этой сфере развивается по двум направлениям: уменьшение энергоемкости и развитие возобновляемых источников энергии. Основными правовыми актами, регулирующими соответствующие отношения, являются:

 — Директива Европейского парламента и Совета ЕС 2001/77 / ЕС от 27 сентября 2001 о содействии производству электроэнергии из возобновляемых источников энергии (на внутреннем электроэнергетическом рынке )

 — Директива 2004/8 / ЕС Европейского Парламента и Совета от 11 февраля 2004 о содействии совместному производству тепла и электроэнергии (когенерации) на основе красного тепловой нагрузки на внутреннем энергетическом рынке и внесении изменений в Директиву 92/42 / ЕЕС;

 — Директива 2002/91 / ЕС Европейского Парламента и Совета от 16 декабря 2002 об энергоэффективности зданий.

Адаптация украинского законодательства в этой сфере требует принятия законодательных актов, направленных на:

 — создание условий для увеличения использования возобновляемых источников энергии, в частности, путем обеспечения доступа электроэнергии из возобновляемых источников к электрическим сетям по приемлемым ценам, установление специальных тарифов, упрощения административных процедур предоставления разрешения на строительство «возобновляемых» электростанций и тому подобное;

 — предоставление преференций для развития (реабилитации) ресурсной базы для НВИЭ, в частности, поликристаллического кремния для производства фотопреобразователей солнечных модулей, биомассы, шахтного метана и тому подобное.

 — повышение энергоэффективности и улучшение надежности поставок энергетических продуктов путем создания правовых рамок для поощрения и развития высокоэффективной когенерации, то есть одновременного производства тепловой и электрической энергии;

 — финансовое, правовое и организационное стимулирование использования энергоэффективных материалов и технологий в социальной сфере и различных отраслях экономики, в первую очередь транспорте, строительстве и других;

 — организационная, правовая и финансовая поддержка возможного использования промышленных и бытовых отходов, прежде всего энергоемких, как металлолом, отходы строительных материалов, стеклотары и др.

 — создание недискриминационных условий для производства энергии из различных возобновляемых источников.

Учитывая опыт стран Центральной Европы по адаптации энергетического законодательства, ее следствием может стать изменение таких ключевых принципов функционирования энергетики

  • Монополизм? конкуренция;

  • Государственное управление? государственное регулирование;

  • Центральное планирование? либерализация;

  • Государственная собственность? частная собственность.

адаптацию национального законодательства целесообразно осуществлять с учетом особенностей, которыми характеризовался процесс приведения в соответствие с требованиями европейского права (прежде всего, директив) законодательства стран-членов ЕС, а именно:

 — с учетом существующих различий в функционировании и правовом регулировании различных сегментов энергетики, а также существующих особенностей их налогообложения, финансирования, корпоративного управления, охраны окружающей природной среды и тому подобное;

 — учет положений права ЕС и внесения изменений в действующие и разработки новых нормативно-правовых актов, направленных на достижение определенной цели.

Адаптация энергетического законодательства и дальнейшее реформирование ТЭК, прежде всего в сфере либерализации энергетических рынков, должны проводиться только в том случае, когда ожидаемые выгоды будут превышать возможные потери.

В целях совершенствования разработки и адаптации энергетического законодательства к законодательству ЕС целесообразно централизовать выполнение указанных функций, а также решить вопрос финансового, кадрового и организационного обеспечения такой деятельности.

Интеграция сетей и унификация стандартов

Энергетические сети Украины тесно связаны с соответствующими сетями стран ЕС.

Интеграция нефте — и газопроводов с европейскими сетями обеспечивается тем, что они в значительной степени используются для транзита энергоносителей из России и других стран в направлении ЕС. Использование транзитного потенциала газопроводов составляет около 70%, а нефтепроводов — не более 50%. Несмотря на это, можно утверждать, что нефте — и газопроводы достаточно интегрированы с сетями стран-членов ЕС.

Основная задача по интеграции электроэнергетики касается межгосударственных и магистральных электросетей.

К 1993 году ОЭС Украины работала в энергосистеме & bdquo; МИР "в параллельном режиме с энергосистемами Польши, Венгрии, Словакии и Чехии, Болгарии и Румынии, которые в настоящее время осуществили соответствующие директивам ЕС мероприятия и вошли в европейской энергосистеме UCTE.

С 2001 года Объединенная энергосистема Украина работает в параллельном режиме с энергосистемами Российской Федерации, Молдовы и стран Балтии.

с июля 2002 года часть украинской энергосистемы, так называемый & bdquo; Остров Бурштынской ТЭС ", работает в параллельном режиме с объединенной энергосистемой Европы UCTE .

Благоприятным фактором по интеграции украинской энергосистемы является сохранение практически всех электролиний прежней системы & bdquo; МИР ". Исключительную роль в этом плане играет электроподстанция 400 кВ & bdquo; Мукачево ", через которую энергосистемы Румынии, Словакии и Венгрии соединены не только с ОЭС Украины, но и между собой (и с UCTE).

Для интеграции ОЭС Украины в систему UCTE и создание технических условий для реализации прогнозируемых объемов экспорта электроэнергии необходимо:

 — определить уровень технологических стандартов и условий параллельной работы ОЭС Украины с европейской энергосистемой;

 — определить сроки и источники финансирования мероприятий по введению дополнительных регулирующих мощностей, повышения устойчивости, режимной управляемости и безопасности электроснабжения в аварийных режимах путем проведения полной реконструкции систем первичного регулирования ОЭС, в том числе систем автоматического регулирования энергоблоков ТЭС и ГЭС для доведения их быстродействия до норматива ЕС, внедрение системы автоматического регулирования частоты и мощности и реконструкции оборудования электрических сетей для повышения их пропускной способности, использование регулирующего потенциала электропотребителей — регуляторов частоты и мощности в системе;

 — определить и установить прозрачные и стабильные основы налоговой, амортизационной политики в отношении субъектов, которые непосредственно обеспечивают реализацию технических планов интеграции с UCTE.

 — обеспечить на государственном уровне внешнеполитическую поддержку мер по интеграции украинской энергосистемы.

При активизации работы по этому направлению, учитывая современный технический и финансовое состояние отрасли, а также собственный опыт и опыт стран Центральной Европы, которые уже прошли этот путь, практическая интеграция ОЭС Украины в объединенной энергосистемы ЕС возможна в 2009 — 2010 годах. Первоочередной задачей должно стать разработка концепции интеграции объединенной энергосистемы Украины к UCTE и детализированного плана мероприятий, направленного на ее реализацию.

Комментарии отключены