Аграрная политика финансы в современных условиях и особенность воспроизведения в аграрном секторе экономик

реферат
на тему:
"Аграрная политика. Финансы в современных условиях и особенность воспроизведения
в аграрном секторе экономики
" За последний период производство валовой продукции сельского хозяйства во всех категориях хозяйств возросло на 1,9%. По сравнению с предыдущим годом наращивании объемов производства большинства видов сельскохозяйственной продукции. Кроме сахарной свеклы (93% к 2001 году), картофеля (96), овощей (99%).
Получено зерна (в весе после доработки) 38800000. тонн при прогнозируемых в программе «Зерно Украины — 2005» 36,6 тыс. тонн. Семена подсолнечника собрано в 1,5 раза больше объемов 2004 года, плодов и ягод — больше на 9%, винограда — на 7%. Выросли объемы всех основных видов продукции животноводства.
Прирост товарной продукции (в сопоставимых ценах на 01.01.04) по пищевой промышленности и переработке сельскохозяйственных продуктов по сравнению с 2004 годом составил 8,4%, в том числе по пищевой промышленности — 7,8%.
В 2005 году в аграрный сектор привлечено 6200000000. грн. кредитных ресурсов, в том числе на льготных условиях — 2200000000. грн.
Предприятиями АПК постоянно наращиваются общие объемы уплаты налогов. По сравнению с 2003 годом они выросли в 1,5 раза и за прошлый год составляют сумму 5800000000. Грн. что сегодня это вторая отрасль по объемам уплаты налогов после нефтегазового комплекса.
Задолженность по выплате заработной платы в сельском хозяйстве в течение года уменьшилась на 19%, в пищевой промышленности — на 8% и по состоянию на 01.01.05 составляла соответственно 387 млн. грн. и 72 млн. грн.
Усилился социальной защите крестьян, особенно крестьян-пенсионеров через наделение их соответствующим собственностью и внедрение арендной платы за землю и имущество, находящееся в прошлом году равен по объему почти 65% годового фонда оплаты труда сельхозпредприятий.
По договорам аренды земли владельцам земельных долей (паев) выплачено арендной платы 2050000000. грн. (85%).
АПК за 2002 год обеспечил во внешней торговле положительное сальдо в 1,5 млрд. долл. США, а рост экспорта за три года составляет почти 71%.
В I квартале 2005 года производство валовой продукции сельского хозяйства во всех категориях хозяйств увеличилось на 1,3% по сравнению с соответствующим периодом 2002 года, прирост товарной продукции пищевой промышленности и переработки сельскохозяйственных продуктов против соответствующего периода прошлого года составил 16,8% .
Вместе с тем, следует констатировать, что рост объемов производства в прошлом году не дал ожидаемого увеличения прибыли.
В ряде подотраслей это привело к углублению убыточности. По предварительным данным, деятельность сельскохозяйственных предприятий является убыточной (уровень убыточности — минус 1,9%). Масса ущерба составила 294 млн. Грн. Убыточно работали 54% сельскохозяйственных предприятий.
К сожалению, со значительным опозданием приходит осознание, что нынешние проблемы развития сельского хозяйства в основном сконцентрированы не в организации производства, а в организации аграрного рынка.
И здесь надо признать однозначно, что самым слабым звеном в аграрном секторе сегодня является именно инфраструктура аграрного рынка.
Несмотря на наращивание декларируемой количества субъектов заготовительно-сбытовой инфраструктуры аграрного рынка лишь около 40% сельскохозяйственной продукции реализуется товаропроизводителями через прозрачные каналы. Это недоработки, в первую очередь, местных органов власти, поскольку законодательное и нормативное поле уже в основном сформировано.
Поэтому одной из приоритетных задач, предусмотренных Программой, является формирование целостной инфраструктуры аграрного рынка, создание государственной системы мониторинга рынка сельскохозяйственной продукции и продовольственных товаров, осуществления интервенционных и залоговых операций для стратегически важных видов сельскохозяйственной продукции и продовольствия, совершенствование инфраструктуры экспорта сельскохозяйственной продукции и продовольственных товаров.
Следующим блоком значимых вопросов являются земельные вопросы. Реформирование земельных отношений можно назвать наиболее успешным элементом аграрной реформы.
В Украине произошла смена формы собственности на землю, решена проблема обеспечения граждан земельными участками, введен платное землепользование, создаются предпосылки для развития рынка земли.
Очень важным является доведение до сельских жителей знаний относительно их прав и возможностей использовать действующие законодательные нормы. К этому должны быть привлечены средства массовой информации, местные органы государственной власти, учебные заведения.
Наиболее политизированным здесь вопрос рынка земли.
Рынок земель сельскохозяйственного назначения — это не только купля-продажа, а в первую очередь, аренда земли. Об этом свидетельствует опыт развитых стран, в частности Германии, где произошло в сжатые сроки приспособления крупнотоварного аграрного производства в восточных землях к условиям рынка. В этой стране на рынке земли более 80% занимает аренда. Но у нас еще есть большой пласт проблем по ипотеки под залог земли.
отношении земельного налога мы стоим на позиции его переориентации на центральный бюджет.
Только государство может скоординировать такой огромный пласт мероприятий, который осуществляется с целью охраны земель, повышение плодородия почв и оформления прав собственности на землю.
Ведь сегодня поступления от земельного налога, достигают 1.8 млрд. грн., используются куда угодно, только не по основному назначению, связанным с использованием земли.
Эти средства надо направить на финансирование мероприятий по коренному улучшению почв, мелиорации, выдачу земельных актов.
Также будет проведена работа по наведению порядка с платежами за землю.
К сожалению, сегодня не работает в полной мере Закон Украины «О плате за землю». Средства от налога на землю рассеяны, используются по многим направлениям, и практически не направляются, по нашему мнению, за главным назначением, а их можно использовать на мероприятия по совершенствованию землепользования и охране земель.
Так за 2000—2002 годы поступило средств от уплаты земельного налога у 4800000000. грн., на проведение земельной реформы и охрану земель госбюджет предусматривал средства в сумме 102 300 000. грн., а фактически было осуществлено расходы на сумму 30200000. грн. Для сравнения: если закон выполнялся бы в полной мере, то расходы на охрану земель должны были бы профинансированы в сумме более 1,4 млрд. Грн.
По поручению Кабинета Министров Украины прорабатывается вопрос по централизации этих платежей.
На сегодня остается напряженной ситуация с производством зерна, прежде всего продовольственного и семян озимых культур под урожай 2006 года.
Состояние озимого поля вследствие неблагоприятных факторов нами прогнозировался еще в январе, и мы готовились к нему, исходя из худшего варианта, когда 60% озимого клина погибли и до уборки по данным регионов осталось только 3100000. га озимых зерновых культур .
Кроме этого имели место и другие осложняющие факторы — весна розпочаласязначно позже, а это задержало развертывание массовых полевых работ на 25-30 дней, к тому же их объемы выросли на 5500000. га.
Финансовая поддержка АПК, которая заложена в ранее принятых законах, по разным причинам, в первую очередь, из-за ограниченности бюджета, не смогла существенно помочь селу, а в текущем году она нивелирована небывалыми погодными условиями в осенне-зимний и весенний периоды. Правительство уже предпринял ряд мер, прежде всего организационного и финансового характера, которые не просто смягчили негативное влияние природных катаклизмов, но и сыграли определенную роль в выводе сельского хозяйства из тяжелого состояния и дают практический результат.
Принято также постановление о дополнительном выделении из резервного фонда бюджета 30 млн. грн. для оказания помощи в связи с пересевом озимых через механизм удешевления стоимости кредитов, которые профинансированы полностью. Это дало возможность дополнительно привлечь в пределах 400 млн. Грн. подешевевших кредитов.
Полностью обеспечен годовые расходы Государственного бюджета Украины на формирование Государственного семенного страхового фонда (10 млн. грн.), на 100% профинансирована государственная поддержка производства хмеле — и льнопродукции.
Привлечено 1950000000. грн. кредитов, что составляет 101% от потребности и почти в 1,5 раза больше, чем на соответствующую дату 2004 года.
Ставки за пользование кредитами коммерческих банков для сельхозпредприятий составляют в текущем году 15-26%, тогда как в прошлом кредиты предоставлялись под 27-28%. Из местных бюджетов на развитие АПК направлено 50800000. Грн.
На заседании Кабинета Министров Украину 8 мая было принято принципиальное решение о дополнительном выделении из Государственного бюджета Украины в 2003 году 626 млн. грн. для преодоления негативных последствий стихийного бедствия в

Комментарии отключены