Тлисови ресурсы украины современное состояние, проблемы и перспективы часть 1

государственном бюджете изыскиваются средства на ведение лесного хозяйства в счет налогоплательщиков.
На рассмотрение Верховной Рады Украины внесены два законопроекта о введении пошлины на вывоз необработанной древесины, но дело пока не движется. А можно было бы именно эти дополнительные средства направить на поддержку и развитие лесоводства.
Такими, по нашему мнению, основные недостатки и просчеты в ведении и организации лесного хозяйства Украины. Сразу заметим, что ситуация в лесном хозяйстве не хуже и не лучше, чем в других отраслях экономики страны. Здесь, как и везде, есть свои положительные и негативы.
эскорт в Москве
Более того, частые и плодотворные встречи со специалистами и учеными показали, что у руля отрасли стоят достойные люди, а лесоводческая наука динамично развивается.
Проблема заключается в том, что лесное хозяйство и сегодня существует в рамках старой социалистической системы хозяйствования, которая наиболее уродливо вмонтировалась в рыночное окружение. В лесном хозяйстве складывается ряд особенностей, которые делают эту отрасль очень привлекательной для злоупотреблений и нарушений. Неэффективная, непрозрачная организация лесных отношений не способствует ни повышению производительности лесов, ни динамическому развитию отрасли.
Есть два пути решения проблемы.
Первый — совершенствование существующей системы по примеру преобразований, осуществляемых Россия. Россия отделила лесное хозяйство от лесной промышленности. Это позволило разграничить функции оценки древесины на корню (продавца древесины на корню) и осуществление рубок главного пользования (покупателя древесины на корню).
Второй путь — построение новой системы лесных отношений по опыту Польши. Лесное хозяйство ведется комплексно. Оно включает лесохозяйственную и лесопромышленную деятельности на основе принципов неисчерпаемости лесных ресурсов, самоокупаемости отрасли и платности пользования землями лесного фонда.
Межведомственная аналитически-консультативный совет по поручению Президента Украины, провела обстоятельное обсуждение стратегических вопросов развития лесного хозяйства с привлечением широкого круга специалистов, ученых, практиков и представителей общественности.
Распространенные межведомственной аналитически-консультативным советом материалы получили чрезвычайно широкий резонанс. Поступило множество предложений от министерств и ведомств, народных депутатов, облгосадминистраций, научных и образовательных учреждений, лесохозяйственных объединений, акционерных компаний, общественных организаций и отдельных граждан.
Анализ полученной корреспонденции свидетельствует, что намерение провести широкое обсуждение важных вопросов, связанных с будущим украинских лесов, оказался удачным и полезным.
По основному вопросу, вынесенному на обсуждение — о выборе путей реформирования отрасли, — мнения респондентов разделились, однако большинство поддержало «польский» путь развития отрасли.
По нашему мнению, в стратегическом плане более привлекателен, по которому идет Польша, поскольку здесь наблюдается системный подход к решению проблем. Кроме того, отдельные лесохозяйственные предприятия Украины уже фактически работают по принципу «сбора урожая», хотя до сих пор лесное хозяйство остается убыточным для украинского государства.
К положительным сторонам польской системы ведения лесного хозяйства следует отнести:
 — лесное хозяйство самоуправляемость и самоокупаемость;
 — в системе нет почвы для злоупотреблений с занижением оценки древесины на корню и искажением отчетности по рубкам ухода и санитарных рубок;
 — польская система поощряет ведение эффективного хозяйствования;
 — необходимость платить условно фиксированный (по площади леса) налог побуждает к повышению производительности насаждений, что улучшает экологические свойства леса;
 — обеспечивается жесткий надзор со стороны Министерства экологии и местной власти за состоянием лесов;
 — особое внимание уделяется статусу лесной охраны.
Внедрение указанной модели реформирования лесного хозяйства должно осуществляться в Украине в два этапа.
На первом этапе для обеспечения перехода к самоокупаемости отрасли необходимо размер поступлений за специальное использование лесных ресурсов повысить до уровня, который будет компенсировать затраты государственного бюджета на ведение лесного хозяйства и на содержание Госкомлесхоза с его учреждениями. Для этого необходимо существенно повысить таксовую стоимость древесины на корню и распространить действие такс во время отпуска товарной (ликвидной) древесины на корню на всех заготовителей древесины, включая рубками ухода, санитарными и другими рубками, за исключением ухода за молодняками (до 40 лет).
Засчитывать поступления сбора за специальное использование лесных ресурсов на счет специального фонда государственного бюджета (Лесной фонд) и финансировать мероприятия по ведению лесного хозяйства и содержанию Госкомлесхоза с его учреждениями в основном в пределах средств, собранных в Лесной фонд.
Обеспечить жесткий контроль со стороны Лесной охраны и органов Минприроды за осуществлением экологически безопасного лесопользования.
Учитывать при определении и проведении рубок главного пользования и рубок, связанных с ведением лесного хозяйства, необходимость приближения таксационных показателей древостоев к характеристикам нормального леса.
На втором этапе реформы следует начать реорганизацию Государственного комитета лесного хозяйства в направлении создания государственного предприятия «Леса Украины», включив в его состав гослесхозы. Функции государственного управления в области охраны, защиты, использования и воспроизводства лесов должны быть переданы Министерству экологии и природных ресурсов.
Государственное предприятие «Леса Украины» должно функционировать на принципах самоокупаемости. Вместо платы за специальное использование лесных ресурсов должно быть введено взимание лесного налога. Доходы Лесного фонда от платы за использование лесных ресурсов должны быть заменены отчислениями от доходов организаций, входящих в состав ГП «Леса Украины», и направляться на покрытие недостатка финансовых ресурсов гослесхозам, которые имеют неблагоприятные условия лесовыращивания. Из государственного бюджета средства могут выделяться исключительно на частичную поддержку ведения лесного хозяйства южных областей и облесение территорий, неблагоприятных для ведения сельского хозяйства.
Осуществление реформы в этом направлении устранит почву для злоупотреблений с оценкой древесины на корню и искажением отчетности по рубкам ухода и санитарных рубок, которые полностью потеряют экономическую привлекательность. Это позволит построить лесные отношения на рациональной, эффективной основе. В лесу будет настоящий хозяин, деятельность будет направляться не на приспособление к абсурдной в экономическом плане системы, а на осуществление эффективного хозяйствования, повышение производительности насаждений и улучшение экологических свойств леса.
Понимаю, что выводы и рекомендации, предложенные межведомственным советом, не могут иметь императивный характер. Это взгляд «со стороны», полученный в результате изучения ситуации, сложившейся в лесном хозяйстве Украины. В то же время уверен, что реформирование лесных отношений является чрезвычайно важным вопросом. Реформа способна подтолкнуть развитие лесного хозяйства, а значит — улучшить качество украинских лесов. И это — главное.

Комментарии отключены