Стратегия развития нефтегазовой промышленности часть 2

  • повышение уровня энергетической безопасности стран вследствие уменьшения зависимости от импорта нефти и нефтепродуктов;

  • улучшения экологической ситуации окружающей среды за счет уменьшения вредных выбросов в атмосферу (СО2 на 60%, ароматических углеводородов на 40%);

  • оптимизация экономических показателей эксплуатации автотранспорта, поскольку газ, в среднем, в два раза дешевле эквивалентного количества жидкого моторного топлива, за коротких (от 0,5 до 1,2 года) сроков окупаемости перевода транспортной единицы на СПГ ;

  • продуктивное развитие сферы перевозок, в том числе — создание новых рабочих мест.

Количество автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (АГНКС), обеспечивающих автомобили СПГ, ед.

В Украине в настоящее время на СПГ работает 55 тыс. Автомобилей; построено 161 АГНКС, из которых 91 принадлежат предприятиям НАК & bdquo; Нафтогаз Украины ", а 70 — другим ведомствам и частным владельцам. В 2005 году сжатым природным газом замещено 400 тыс. тонн светлых нефтепродуктов.

Следует отметить, что в Украине есть все предпосылки для развития этого направления: налажено производство цельнометаллических баллонов на ОАО «Бердичевский машиностроительный завод» Прогресс «, производство АГНКС на заводах» Сумыгазмаш "и ОАО & bdquo; Сумское машиностроительное НПО им . М. Фрунзе ". Разработаны конструкции топливной аппаратуры для различных типов двигателей, создана система сервисного обслуживания автомобилей, работающих на СПГ. В структуре ДК «Укртрансгаз» ведено в эксплуатацию 2 сервисных центра в Носовке и Горловке, еще 8 планируется построить в ближайшее время.

Обоснование перспектив использования сжатого газа в автотранспортной системе Украины на период до 2030 года базируется на следующих положениях.


kigurumi.in.ua

  • Объемы замещения жидкого моторного топлива СПГ на прогнозный период рассчитывались в соответствии с показателями, предусмотренных политической инициативе Европейской комиссии на основании программы & bdquo; Цель 2020 «Европейской Ассоциации транспортных средств на газовом топливе (& bdquo; Target 2020» the European Natural Gas Vehicle Association). Согласно этой программе к 2020 году 10% жидкого моторного топлива должно быть замещено природным газом. В настоящее время в странах Западной Европы будет насчитываться 219 млн. Автомобилей, из которых

  • 23 млн., То есть — 10,5%, предполагается перевести на газ.

  • Количество транспортных средств на ПХГ рассчитывалась по среднестатистическим показателям годового пробега (~ 40000 км / год) и средним уровнем расхода топлива (~ 20л / 100км) транспортными средствами в Украине.

  • Заланована количество АГНКС рассчитывалась по среднестатистическим показателям стран Европы, Азии и Америки, в которых значительное количество транспортных средств переведена на СПГ. При этом, принято во внимание, что количество транспортных средств, которые заправляются на одной АГНКС, меняется в диапазоне от 900 — 1000 единиц в сутки (в таких странах, как Аргентина, Бразилия, Пакистан) до 50 — 200 в сутки (в странах Западной Европы и США). В Украине предполагается довести данный показатель до 150 транспортных единиц в сутки на АГНКС, от существующего — 410.

Прогноз замещения жидкого моторного топлива сжатым природным газом

Прогноз развития системы использования сжатого газа в качестве моторного топлива

Использование СПГ в качестве моторного топлива в сельском хозяйстве < / p>

По данным Министерства аграрной политики количество исправной сельскохозяйственной техники в Украине на 01.04.2005 г... насчитывает около 260 тыс. единиц, из них: 155,9 тыс. тракторов; 104,2 тыс. Грузовых автомобилей.

Прогноз потребления дизельного топлива по Украине в целом на 2005 определены

в 6,14 млн. тонн, в том числе — в сельском хозяйстве — 1,6 млн. тонн ( против фактического потребления в 2004 году 1,3 млн тонн). По оценкам Института газа НАН Украины, в срок до 2010 года возможно переоборудовать для работы с газодизельному циклом 75 тыс. Ед. тракторной техники.

Реализация предложений по увеличению объемов использования СПГ моторного топлива (без учета потребностей села) может уменьшить нагрузку на рынок нефтепродуктов Украины

в 2010 году на 5,6%, в 2015 году — на 7,8%, в 2030 году — на 14,4%. При этом, прогнозируются не большие затраты на модификацию и переоснащение технических средств, быстрая окупаемость соответствующих проектов.

6.2.7. Использование сжиженного газа (пропан-бутана) в качестве моторного топлива

В Украине пропан-бутан используется в качестве моторного топлива в легковых, как правило, частных автомобилях, с определенными экономическими выгодами. В балансе потребления пропан-бутана эта доля составляет 23,2%, а с объемами потребления светлых нефтепродуктов — 0,5%.

Структура потребления сжиженного газа в Украине (2005 год — 246 тыс. тонн)

Объемы производства пропан-бутановой продукции примерно в равных долях распределяются между предприятиями НАК & bdquo; Нафтогаз Украины "и нефтеперерабатывающими заводами. Существенное увеличение этих объемов возможно за счет улучшения технологии переработки газа и глубины переработки нефти.

Структура производства пропан-бутана в 2005 году в Украине

В балансе потребления моторного топлива доля пропан-бутана в 2030 году достигнет 35%, в количественном выражении ? 367 тыс. тонн, что составляет 1,2% к объемам потребления светлых нефтепродуктов в Украине.

Прогнозная динамика производства сжиженного газа в Украину, тыс. тонн

Таким образом, реализация планов использования сжатого природного газа и пропан-бутана позволит в 2030 году заместить до 4,5 млн. тонн светлых нефтепродуктов или около 15% от прогнозируемых потребностей рынка.

Прогнозная динамика использования природного газа, млрд. м3

6.2.8. Мероприятия по реализации замещения жидкого моторного топлива сжатым и сжиженным газом

  • Создать систему административных и экономических рычагов для перевода автомобильного транспорта на газовое топливо:

      < li>

      предусмотреть повышение требований к качеству моторного топлива, особенно по содержанию вредных веществ;

    • усилить контроль за соблюдением экологических норм автомобильных выбросов;

    • проводить ценовую политику на сжиженный и сжатый газ которая должна обеспечивать экономическую целесообразность перевода транспорта на этот вид топлива;

    • обеспечить развитие конкуренции на рынках сжатого и сжиженного газа, снять барьеры доступа на эти рынки субъектов хозяйствования, независимо от подчиненности и форм собственности.

  • Разработать региональные программы перевода транспортных средств на сжатый и сжиженный природный газ.

  • В комплексе природоохранных мероприятий и программ развития крупных городов, разработать и принять соответствующие решения, а также преференции по поощрению перевода грузового, коммунального и специального автотранспорта на газовое топливо

      < li>

      определить на национальном уровне территории или отдельные маршруты (курортные зоны в Крыму и Карпатах, территории заповедников, центральная часть Киева, других крупных городов и т. д.), на которых существенно ограничить проезд автотранспорта на нефтяном топливе

    • установить преференции относительно выделения земли, получения разрешений на строительство и эксплуатацию АГНКС и станций переоборудования и сервисного обслуживания газобаллонных автомобилей;

    • разработать программы информационной поддержки перевода автомобилей на газобаллонное топливо в СМИ.

Выводы

  • Украина имеет развитую инфраструктуру нефтегазового комплекса, является надежной базой для обеспечения потребностей страны в природном газе и продуктах нефтепереработки.

  • На перспективу страна не может обеспечить потребности в газе и нефти за счет собственной добычи, поэтому около 20% от объема потребления газа и 40% от объема потребления нефти удовлетворяться за счет импорта.

  • Существующие транзитные системы газо — и нефтепроводов и их дальнейшее развитие является важным фактором надежности и безопасности энергообеспечения и евроинтеграции.

  • Развитие нефтегазового комплекса и его способность обеспечить потребности населения и промышленности в энергетических продуктах возможно при условии приведения цен и тарифов на энергоресурсы к экономически обоснованному уровню.

  • Мощности действующих газохранилищ дают возможность создать стратегический резерв природного газа для его использования в чрезвычайных ситуациях.

  • Обеспечение безопасности поставок энергетических продуктов должно достигаться путем диверсификации источников и маршрутов поставок природного газа в Украину путем участия в международных проектах транспортировки газа в Европу из Туркменистана, Азербайджана, Ирана и других стран.

Стабильность функционирования нефтяного комплекса предполагается обеспечить путем реализации проекта Евро-Азиатского нефтетранспортного коридора и удлинением нефтепровода Одесса-Броды до Плоцка, расширение системы, а также создание вертикально интегрированных нефтяной компании, расширением возможностей нефтеперерабатывающих мощностей Украины и созданием государственного резерва нефтепродуктов.

Комментарии отключены