Основные проблемы и перспективы развития регионов украины на современном этапе часть 9

всех регионах. Самые высокие темпы спада производства в целом за 6 лет (1992—1997) приходятся на промышленность Кировоградской (71%), Житомирской (68%), Волынской (67%), Херсонской (63%), Черниговской и Харьковской (по 59%) областей против 52% в среднем по промышленности страны. Это в основномуповьязане с тем, что в структуре промышленности названных областей преобладают предприятия машиностроительной, легкой, пищевой и других отраслей, где наблюдается наибольшее сокращение объемов производства.
Значительное сокращение происходило также в тех регионах, где ведущее место в структуре промышленности занимают предприятия базовых отраслей — черной и цветной металлургии, топливной и химической промышленности. Так, в Луганской области уменьшения объемов производства промышленной продукции составил 62%, Днепропетровской-54%, Донецкой — 51%, Сумской области — 58%.
Неравномерность развития кризисных явлений по отдельным отраслям промышленности, резкие различия в повышении цен на продукцию базовых отраслей вызвали дальнейшую дифференциацию промышленных потенциалов регионов и уровней их экономики. За этот период возрос удельный вес "индустриально развитых областей — Днепропетровской, Донецкой, Запорожской, Луганской.
штукатурка огнезащитная
Если В 1991 p. суммарная доля их составляла 36,6%, то в 1997 p. -52,6%. То есть сегодня на 4 рассматриваемой области приходится более половины всего промышленного потенциала страны, что свидетельствует не столько о неравномерное размещение промышленности по территории, сколько о слабой управляемость со стороны государства экономическими процессами, особенно в сфере ценовой и инвестиционной политики. Зато очень снижение Львовской, Одесской, Харьковской областей, потому что их мощные машиностроительные и оборонные комплексы, ориентированные ранее на общесоюзный рынок, получили наибольший удар от разрушения прежних экономических связей.
Уменьшилось также удельный вес практически всех западных областей (кроме Ровенской) в частности, доля Волынской, Закарпатской, Тернопольской (а также Черниговской) областей составляет менее 1%, что ч свидетельством катастрофического свертывания промышленного производства в Западном регионе, где его становления началось лишь в конце 50-х и в 60-70-х годах, и поэтому не успел образоваться нужен потенциал.

течение 6 лет реформирования происходили явления в сельском хозяйстве. Объемы производства продукции аграрного сектора сократились во всех 25 мезорегионы (24 областях и в Автономной Республике Крым). Наибольшее падение произошло в Кировоградской, Запорожской, Луганской, Николаевской областях. Автономной Республике Крым (более 50% в каждом мезорегионы, против 40% по Украине в целом). Умеренными темпами этот процесс шел в западных и подольских областях, где темпы падения составляли 20-35% и активнее реформировались экономические отношения в аграрной сфере.
Произошли некоторые изменения в динамике территориальных пропорций аграрного сектора. В частности, возрос удельный вес Винницкой, Ивано-Франковской, Закарпатской, Киевской, Львовской, Хмельницкой, Черкасской областей, то есть тех, которые специализировались на производстве зерна и сахарной свеклы. В то же время снизилась доля Автономной Республики Крым, Донецкой, Запорожской, Кировоградской, Луганской, Харьковской, Черниговской областей, где экономические преобразования в аграрно-промышленном комплексе проводились непоследовательно.
В целом сдвиги в территориальных пропорциях развития сельского хозяйства были не столь масштабны, как в промышленности. Это объясняется более равномерным размещением хозяйств этого сектора экономики по территории страны и более стабильным ценовым положением внутри него.
Экономический кризис не обошел и капитального строительства. По 1992—1997 pp. объемы капитальных вложений в народное хозяйство Украины уменьшились в целом в 4,4 раза; в хозяйство западных областей — в 5 раз, в том числе Черновицкой области — в 9 раз, Закарпатской — в 8,8 раза, Волынской — в 6 раз. Резкое сокращение объемов капитального строительства было характерно для некоторых приморских и центральных территорий: в Автономной Республике Крым-в 11 раз, в Одесской области — 7,5 раза, Кировоградской и Житомирской — в 9 раз. Это привело к уменьшению объемов строительства и ввода в эксплуатацию объектов социальной и производственной инфраструктуры, что негативно сказалось на обеспечении потребностей населения. В частности, объемы ввода жилых домов в 1997 p. сократились по стране в +2,4 раза сравнению с 1990 p., а по Днепропетровской и Черниговской областях — в 4,6 раза, Николаевской и Херсонской — в 3,9 раза, Запорожской — в 3,5 раза. Донецкой — в 3,6 раза, по Киеву — более чем в 2 раза. Уменьшение инвестиций в социально-культурное строительство, нехватка финансовых ресурсов на поддержание в надлежащем состоянии действующих объектов привели к ослаблению материально-технической базы социальной инфраструктуры, ухудшение показателей обеспечения потребностей населения услугами, особенно в сельской местности.
Краткое анализ социально-экономического развития регионов в течение 1992—1997 pp. свидетельствует о разрушении территориальных пропорций, которые складывались и усталювалися десятилетиями. Переход экономики регионов к рыночным отношениям происходит, к сожалению, стихийно, нерегулируемый, вне государственного централизованным контролем. В результате вместо постепенного нивелирования (сближение) уровней социально-экономического развития регионов происходит их дифференциация. Из-за слабой управляемость со стороны государства процессами регионального развития, под влиянием экономических, социальных, экологических и других причин во многих регионах (в частности, западных) практически перестали действовать стимулы саморазвития, и это привело к почти депрессивного состояния. Устойчивая тенденция снижения объемов производства промышленной и сельскохозяйственной продукции, капитального строительства, значительное уменьшение реальных доходов населения наблюдаются также в Житомирской, Кировоградской, Херсонской областях, Автономной Республике Крым.
Деформация территориальных пропорций становится следствием не только общего кризиса различных отраслевых хозяйственных структур, но и задержек с внедрением мер государственной региональной экономической политики, применением новых механизмов для регулирования территориального развития страны.
Опираясь на анализ социально-экономического развития регионов на современном этапе экономического реформирования, можно выделить несколько наиболее характерных региональных проблем, решение которых требует целенаправленных действий центральных, региональных и местных органов власти.
Во-первых, это касается нестабильности функционирования предприятий сферы материального производства, которое сопровождается ежегодным падением физических объемов производства продукции и выполнения работ. (Даже в 1 997 p. Только в 12 регионах из 25 объемы промышленного производства имели тенденцию к росту против

Комментарии отключены