Основные проблемы и перспективы развития регионов украины на современном этапе часть 4

коммунальные ценные бумаги;
 — о коммунальных банки.
2. Быстрее ввести в действие Закон Украины «О местных государственных администрациях» и осуществить конкретные меры по осуществлению административной и муниципальной реформы в Украине.
Это позволит четко разграничить полномочия и на практике усовершенствовать правовой механизм взаимодействия региональных органов власти и органов местного самоуправления в управлении социально-экономическими процессами в областях, районах, городах, поселках и селах.
3. Активизировать работу, с переводом в практическое русло, относительно реального создания в отдельных районах страны новых форм территориальной организации предпринимательства — специальных (свободных) экономических зон различного типа.
В октябре 1992 p. был принят Закон Украины «Об общих принципах создания и функционирования специальных (свободных) экономических зон». В него внесены нужны уточнения, есть методические материалы. Многие государственных служащих выезжали за границу для изучения зарубежного опыта и т. Д., Однако до сих пор ни одной «живой» свободной зоны в стране не создано, за исключением экспериментальной зоны «Сиваш» в Крыму, что — слишком мало и не соответствует потребностям и возможностям Украины .
Сегодня уже укладенотехнико-экономическую документацию для создания БЕЗ в Одесской, Львовской, Закарпатской, Волынской, Донецкой и других областях, Автономной Республике Крым. По нашему мнению, Верховная Рада Украины должна принять соответствующие решения о размещении таких зон в регионах страны, а Кабинет Министров Украины вместе с местными органами власти должно принять управленческих мероприятий к реализации проектов утвержденных зон.
4. Определиться с законодательным обеспечением правовых основ важнейшего государственного механизма управления, которым является планирование, прогнозирование и программирование социально-экономического развития территорий на микро- , мезо и макро, то есть начиная от села и заканчивая государством в целом. Должна быть четко изложена вся система планирования с учетом формирования обновленного механизма координации и деятельности государственных и негосударственных субъектов управления экономикой. Следует определить правовой статус национальных, государственных, отраслевых, региональных и местных программ, ввести технологическую схему разработки этих программ, согласованных с финансовыми планами административно-территориальных единиц разного ранга; конкретизировать участие и ответственность предприятий и организаций, органов власти и управления, сроки и периоды разработки и реализации программных документов и тому подобное.
Согласно постановлениям Правительства Украины, в течение 1992—1997 pp. разработано несколько региональных (межобластных) программ, в частности, для Донбасса, Карпатского региона, Полесья, Подолья, Украинского Причерноморья. Однако эти программы не имели правового статуса государственных, не были подкреплены централизованными финансовыми ресурсами и поэтому из многих запланированных задач не стали результативными. При условии получения законодательное закрепленного статуса, более тщательного обоснования экономического и финансового блоков централизованной финансовой поддержки указанные программы превратятся в важный инструмент управляемости социально-экономическими процессами в регионах.
Заслуживает внимания предложение о создании общегосударственного фонда поддержки развития регионов в размере 10% от суммы налоговых поступлений в регионах в государственный бюджет.
На региональном и местном уровнях нужно:
1. Местным органам государственной исполнительной власти и самоуправления принять решительные административные меры к значительному сокращению и сведения к минимуму в текущем году задолженности по поступлениям средств в местные бюджеты, Пенсионный, Чернобыльского и других фондов. Добиться полного выполнения субъектами хозяйствования на местах положений государственной бюджетно-финансовой и налоговой политики.
2. Разработать областные, районные, городские программы наращивания производственного потенциала в 2005 p., С четким определением и обоснованием как текущих, так и стратегических задач развития каждого региона, учитывая обеспечение в переходный период возрождения и постепенного приумножения созданного производственного, научно-технического, кадрового потенциалов. В этих программах необходимо предусмотреть мероприятия по:
 — стабилизации функционирования сферы материального производства и необходимого наращивания объемов производства, согласованные с государственными отраслевыми (национальными) программами;
 — специализации, межотраслевой и межрегиональной кооперации производства, реструктуризации предприятий, диверсификации производств;
 — создание благоприятных организационно-правовых условий для инновационного предпринимательства и формирование инвестиционной среды;
 — функционирование свободных экономических зон, региональных финансово-производственных ассоциаций и других форм регионального и межрегионального сотрудничества.
3. В каждом регионе областного уровня разработать программы инвестиционно-инновационной деятельности сроком на 3-5 лет с системой формирования годовых заданий по привлечению инвестиций и системой местных льгот для инвесторов, которые будут осуществлять неотложные проекты в различных отраслях экономики региона.
4. Активно осуществлять на местах весь комплекс структурных и институциональных преобразований, который включает обязательное реформирования собственности на государственное имущество и землю, последовательное осуществление инновационной и инвестиционной политики, развитие предпринимательства.
Нужно искать местные резервы (в частности, объединяя средства предприятий) для укрепления материальной базы социальной инфраструктуры, прежде всего в сельской местности, осуществлять практические меры по социальной защите наиболее уязвимых слоев населения.
5. Проводить планомерную подготовку и переподготовку управленческих кадров в соответствии с потребностями рыночной экономики, периодически их аттестовать, формировать резерв кадров государственных служащих.
Следует наладить тесное взаимодействие региональных и местных органов власти в деле выполнения законодательных актов и решений правительства, постоянно осуществлять меры по благоустройству населенных пунктов, независимо от их статуса и ранга, обеспечив надежное функционирование всего инфраструктурного комплекса.
Список использованной литературы
1. Бутко М. Решение проблем регионального развития // Экономика Украины. — 2000. — №1. — С. 12-16
2. Дзись Г. Роль регионов в становлении национальной экономики Украины // Экономика Украины. — 1999. — №10. — С. 19-28
3. Карагодов И. Механизм управления природопользованием на уровне региона.// Экономика Украины. — 1997. — №10. — С. 64-69
4. Пила В., Абрамов В. Некоторые итоги и перспективы развития регионов Украины // Экономика Украины. — 1999. — №1. — С.40-46
5. Симоненко В. Н. Регионы Украины: Проблемы развития. — М., 1997.
6. Теоретические основы решения проблемы государственного управления в Украине. — М., 1995

Комментарии отключены