Рынок фармацевтической продукции украины проблемы и перспективы часть 1

нишу им поможет только отсутствие отечественных аналогов на рынке. Эксперты считают, что при таких обстоятельствах в ближайшем будущем количество оптовых импортеров на рынке Украины резко сократится до 5 — 6 крупных операторов.
Итак, препарат продает первую его цена; популярные ЛС, расположенных в низкой ценовой нише, и поэтому любое продвижение играет в пользу конкурентов. Стратегическая дифференциация некоторых фармпредприятий все же позволяет им занимать должное нишу на рынке, показательны примеры «Борщаговского ХФЗ» с педиатрической специализации или ЗАО «Лекхим-Харьков» как первого на рынке производителя суппозиториев (свечей).
Еще одной негативной тенденцией является экономическая неоправданность введения новых продуктов на украинский рынок фармацевтических препаратов из-за сокращения реального спроса и емкости рынка. Компаниям-производителям значительно проще сосредоточить свои усилия на экономически выгодных известных товарах (ЛС, которые находятся на третьей фазе жизненного цикла товара, и не требуют особых промоционних расходов). Соответственно, как отмечалось выше, за последние годы ассортимент представленных на отечественном рынке препаратов сократился с 10 тыс до 6 тыс, лечебных форм.
4.Предложения по решению проблем рынка.
ў Обеспечение достаточного количества оборотных средств путем активного эмитирования, привлечения иностранных инвестиций;
ў Настройка регулирования процедуры регистрации новых ЛС и сбалансирования размеров государственной пошлины за эту процедуру; как следствие увеличение ассортимента продукции на рынке и поддержка малого бизнеса;
ў Совершенствование системы взаиморасчетов между операторами на рынке;
ў Интенсификация приведения производства фармацевтических препаратов с мировыми стандартами GMP;
ў Стратегическое освоение рынков стран Закавказья и Средней Азии как перспективных рынков сбыта отечественной продукции;
ў Активизация маркетинговых мероприятий, повышение квалификации управленческого персонала отрасли;
5.Обоснование предложений и выбор альтернатив.
Нынешняя политика структурной перестройки промышленности Украины должна способствовать ускоренному развитию конкурентоспособных отраслей и предприятий. Думаю, что все же предпосылкой для внедрения конкурентной стратегии отрасли в условиях открытой экономики является совершенствование и стабилизации нормативно — правового поля по производству и реализации фармацевтической продукции.
Еще раз подчеркну, что основным ограничением объема украинского рынка — низкая платежеспособность населения, в 1999 году смогло потратить на ЛС только 2 млрд. грн. (при мировой тенденции роста оборотов фармацевтических компаний на 10% ежегодно). Отсюда можно сделать вывод о необходимости стабилизации макроэкономической ситуации в стране и создание условий для стабильного экономического роста.
Должное внимание следует уделить перспективам, связанным с освоением рынков стран Закавказья и Средней Азии (некоторые производители уже отмечают прогресс в этих экспортных направлениях), из-за потери позиций на традиционных рынках сбыта.
Параллельно с указанными необходимыми преобразованиями на макроэкономическом и законодательном уровнях необходимо постепенно совершенствовать следующие микроэкономические аспекты: систему взаерозрахункив производителей и дистрибьюторов, систему маркетинговых мероприятий, способствовать повышению квалификации работников всех уровней, эффективно формировать ассортиментное портфолио отрасли.
Более детальное обоснование внедрения предложенных мероприятий приведено в аналитической части работы.
6. Осуществленные предложений правительственными и неправительственными организациями.
Практической основой создания и реализации конкурентной стратегии со стороны правительственных организации в самом общем виде являются:
ў Содействие созданию достаточного количества действительно эффективных субъектов хозяйствования на рынке;
ў Развитие рыночной инфраструктуры;
ў Формирование стабильного и взвешенного нормативно-правового поля;
Об осуществлении предложений неправительственными организациями следует упомянуть о:
ў крайней необходимости в активной кооперации с, к сожалению, слабо развитым финансовым сектором;
ў защиту интересов через участие в профессиональных союзах производителями и, особенно, оптовыми операторами;
ў совершенствования системы взаиморасчетов, и соответственно уменьшение дебиторской задолженности и улучшение общей рентабельности в отрасли;
ў соблюдение выполнения возложенных на себя финансовых обязательств.
7.Необходимые ресурсы и условия.
Наша страна по сравнению с высокоразвитыми странами мира имеет достаточно высокий рейтинг в обеспечении трудовыми ресурсами и научным потенциалом, последние являются ведущими факторами в формировании конкурентоспособного рынка фармацевтики в частности. Речь идет о создании хороших возможностей в формировании конкурентного преимущества на региональном и мировом рынках. Впрочем, низкий уровень их использования можно объяснить кризисным состоянием экономики Украины в целом.
8.Выводы
Итак, предпосылкой для внедрения конкурентной стратегии отрасли в условиях открытой экономики является совершенствование и стабилизации нормативно — правового поля по производству и реализации фармацевтической продукции. Поскольку основным ограничением объема украинского рынка — низкая платежеспособность населения, следует улучшить основные показатели функционирования экономики на макроэкономическом уровне.
Для обеспечения собственного развития, реконструкции производства в соответствии с международными стандартами GMP, крупным отечественным производителям фармацевтической продукции необходимы дополнительные рынки сбыта. Перспективы могут быть связаны с освоением рынков стран Закавказья и Средней Азии (некоторые заводы уже отмечают прогресс в этих экспортных направлениях). Проникновение на хорошо защищены рынки западноевропейских стран (необходимые доказательства того, что препарат изготовлен в соответствии со стандартами GMP, протестировано в лаборатории (GLP) и в клинике (GCP), далее существует сложная система допуска к Reimbursement List (то есть перечень препаратов, стоимость которых компенсируется страховыми компаниями) представляется, на данный момент, делом маловероятным. Более реальным является освоение открытых и доступных рынков восточноевропейских стран.

Комментарии отключены